Одним из направлений надзорной деятельности Нагатинской межрайонной прокуратуры г. Москвы является соблюдение органами исполнительной власти и образовательными организациями законодательства об образовании, в том числе о среднем профессиональном образовании.
На территории, поднадзорной Нагатинской межрайонной прокуратуре г. Москвы расположено 5 головных профессиональных образовательных организаций, одно из которых имеет также 2 структурных подразделения, а также расположено 3 структурных подразделения (всего 10 зданий).
В указанной сфере межрайонной прокуратурой систематически проводятся проверки. Так, в первом полугодии 2017 года проведены проверки в следующих государственных профессиональных образовательных организациях, учредителем которых является г. Москва: ГБПОУ Пищевой колледж № 33, ГБПОУ Финансовый колледж № 35, ГБПОУ Педагогический колледж № 15, ГБПОУ Юридический колледж, а также в структурном подразделении «Зябликово» ГБПОУ «Образовательный комплекс градостроительства «Столица», в которых реализуются начальные и средние профессиональные образовательные программы.
В ходе проверок изучены локальные нормативные акты образовательных организаций (уставы, правила приема, внутреннего распорядка и др.) и установлено, что зачастую они не в полном объеме соответствуют требованиям федерального законодательства и содержат положения, противоречащие требованиям Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части применения мер дисциплинарного взыскания, отчисления обучающихся.
Так, при изучении в ГБПОУ Финансовом колледже № 35 локального акта «Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся» установлено, что в нем содержатся основания, при которых обучающийся может быть отчислен из образовательной организации фактически за однократное нарушение, что противоречит ч.8 ст. 43 Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273-ФЗ), согласно которой по решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи (нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности), допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Вместе с тем, при проверке установлено, что пунктом 4.4. Положения регламентировано отчисление обучающихся по инициативе администрации колледжа и издание приказа об отчислении, по основаниям, противоречащим требованиям вышеуказанного Федерального закона.
Также нарушения при регламентировании порядка и оснований отчисления как меры дисциплинарного взыскания, выявлены при изучении соответствующих локальных актов в ГБПОУ Юридическом колледже и в ГБПОУ Педагогическом колледже № 15.
По указанным нарушениям закона руководителям образовательных организаций прокуратурой принесено 3 протеста, по результатам рассмотрения которых, вышеуказанные локальные акты приведены в соответствие с законом.
Проведенными проверками установлено, что порядок приема, отчисления, перевода обучающихся в образовательные организации среднего профессионального образования в целом соответствует требованиям Закона 273-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»
Вместе с тем, при изучении локального акта «Правила приема граждан в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Пищевой колледж № 33» на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2016-2017 учебный год» установлено, что при его издании нарушены требования ст. ст. 55, 111 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании.
Вместе с тем, пунктом 6 Правил закреплены положения о возможном зачислении в образовательное учреждение определенной категории лиц на внеконкурсной основе, а именно установлено, что для приема в рамках контрольных цифр приема выделяется по 4 % мест по каждому направлению обучения для сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и по ходатайствам силовых структур Российской Федерации, если результаты освоения образовательных программ основного общего образования, среднего общего образования и среднего профессионального образования ниже уровня результатов освоения образовательных программ общего числа поступающих в рамках КЦП.
Данные положения не соответствуют требованиям указанного закона, в связи с чем, прокуратурой внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения закона устранены.
Проведенной проверкой установлено, что в целом образовательными организациями профессионального образования соблюдаются требования статьи 36 Закона № 273-ФЗ при установлении и выплате стипендий, иных выплат студентам образовательных организаций, однако при изучении соответствующих локальных актов, выявлены нарушения закона.
Так, при проверке в ГБПОУ Пищевом колледже № 33 локального акта «Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся» (далее - Положение) установлено, что в нем содержатся нормы, не в полном объеме соответствующие требованиям ч. 4 ст. 36 Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также пунктов 2.2. – 2.2.7, 2.3., 2.3.(1) Постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 761-ПП «О стипендиях и других денежных выплатах обучающимся и докторантам», а именно, при изучении раздела 4 «Порядок назначения и выплаты государственных социальных стипендий студентам» указанного Положения установлено, что в нем порядок, основания и сроки назначения государственной социальной стипендии регламентированы в нарушение требований указанного законодательства, без учета изменений в данной сфере законодательства. Кроме того, пунктом 4.6. Положения незаконно закреплен порядок и основания приостановления выплаты государственной социальной стипендии.
Аналогичные нарушения выявлены при проверке локальных актов о стипендиальном обеспечении в ГБПОУ Финансовом колледже № 35, ГБПОУ Юридическом колледже и ГБПОУ Педагогическом колледже № 15.
По результатам проведенных проверок на локальные акты, регламентирующие стипендиальное обеспечение обучающихся принесено 5 протестов, по результатам рассмотрения которых, выявленные нарушения закона устранены.
Также проверкой установлено, что, как правило, образовательными организациями профессионального образования соблюдаются требования статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а именно лица данной категории, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств бюджета г. Москвы, зачисляются на государственное обеспечение, им назначается и выплачивается государственная социальная стипендия и академическая стипендия (при наличии оснований), ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также предусмотренное законодательством при выпуске из образовательной организации.
Вместе с тем, в ходе проверки в ГБПОУ Финансовом колледже № 35 установлено, что Д., являющаяся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в июне 2016 года закончила очное обучение по программе среднего профессионального образования в ГБПОУ ФК № 35 за счет бюджетных средств города Москвы, трудоустроилась в ГАУ «Московский центр образовательного права» на должность бухгалтера, о чем предоставила в колледж справку за № 18/ок от 24.06.2016 года, однако в нарушение требований вышеуказанного федерального закона и московского законодательства соответствующее единовременное денежное пособие ей не назначено и не выплачено образовательной организацией своевременно, в связи с чем межрайонной прокуратурой внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленное нарушение устранено.
По результатам надзорной деятельности межрайонной прокуратурой в первом полугодии 2017 года в организациях среднего профессионального образования, при проведении проверок в сфере исполнения законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологического и бюджетного и иного законодательства, выявлено 44 нарушения закона, принесено 10 протестов, внесено 6 представлений, по результатам рассмотрения которых, к дисциплинарной ответственности привлечено 4 должностных лица, а также вынесено 7 постановлений о возбуждении производств об административных правонарушениях, которые рассмотрены и удовлетворены.
Нагатинской межрайонный прокурор А.С. Ульянов